Массивы - гиганты

17.03.2022
картинка превью В 1875 году Кавказское строительное общество предложило царскому правительству затратить 17 млн. руб. для одновременной постройки 5 портов: в Анапе, Новороссийске, Геленджике, Туапсе и Сухуми.
Местом постройки порта в Туапсе была избрана небольшая бухточка, защищенная с запада мысом Кодош. В декабре 1898 года было закончено строительство порта-убежища. 21 мая 1910 года был рассмотрен и окончательно утвержден эскизный проект Нового порта в Туапсе. Подряд выиграла французская фирма "Луи Жюстен Першо". Южный мол и юго-западный волнолом французы решили строить из железобетонных массивов-гигантов, являвшихся в то время новшеством в портостроении и применявшихся в России впервые. Массивы-гиганты в Туапсе - железобетонные ящики-трапеции с внутренними переборками длиной 28 м, высотой 14 м и шириной 16 м внизу и   14 м вверху.   Вес одного   такого массива доходил до 350 тонн. Таких массивов нужно было сделать 150 шт. Основном парк изготовления массивов поначалу располагался в Старом порту, где была устроена эстакада для спуска массивов на воду. В карьере на реке Агой были сооружены станция и воздухопровод для механического бурения камня, проложена узкоколейка к выстроенной пристани, выстроены бараки для рабочих, сформирована флотилия шаланд для перевозки камня. Однако на строительство порта оказали влияние "объективные трудности". Сначала вспыхнула эпидемия холеры. Большинство строений пришлось сжечь. Особенно пострадал Агойский карьер. Зима в 1910 - 1911 годах была чрезвычайно снежной и суровой, и это послужило причиной грандиозного оползня, полностью уничтожившего парк изготовления массивов-гигантов в Старом порту. Пришлось строить массивовый парк на новом месте в районе старого русла реки Туапсе.
За два года французы сумели изготовить только 12 массивов-гигантов, не установив ни одного из них на место. Правление общества Армавиро-Туапсинской железной дороги, видя полную несостоятельность французов, приняло решение отобрать подряд у фирмы "Луи Жюстен Першо" и отстранить ее от дальнейшего участия в строительстве порта. Фирма получила компенсацию в сумме 2,25 млн. руб. в счет оставленного оборудования и материалов. Дальнейшее выполнение подряда по строительству Нового порта было передано русским портостроителям.
Отвергнув дорогостоящий, и к тому же небезопасный, французский способ спуска массивов-гигантов с помощью понтонов, русские гидротехники пошли своим путем, более дешевым и менее опасным. Если французы должны были, по их расчетам, спускать на воду один массив-гигант за 7 час, то у русских на это уходило 20 - 25 мин, а один массив -гигант был спущен на воду даже за 15 мин. Массив-гигант с помощью кабестана по слипу спускался на воду, буксировался к месту установки и выравнивался по линии сооружения. Массивы-гиганты имели в днищевой части отверстия, которые для придания плавучести заделывались деревянными пробками. Затем пробки выбивались, и массив-гигант погружался на приготовленную каменную постель. На завершающей стадии работ отсеки массива-гиганта заполнялись бутовым камнем. 24 мая 1913 года спустился со слипа и благополучно остался на плаву первый массив-гигант. Уже 21 июня 1913 года он был установлен в линию Южного мола. С этого момента строительные работы в порту пошли полным ходом. В июле 1913 года было установлено 6 массивов в линию Южного мола, в августе - 5, в сентябре - еще 5. Первые массивы-гиганты в линию Юго-Западного волнолома были установлены в октябре 1913 года. В портостроении того времени это являлось рекордом не только для отечественных, но и для зарубежных портов. В этот же период была построена пассажирская пристань на свайном основании. В районе массивового парка был вырыт котлован для отстоя судов, участвующих в строительстве порта.
   В 1917 году образовался Новый порт, сформировав тем самым туапсинский порт в пределах современной акватории.


Возврат к списку


ВВЕРХ